24 июня 2013 года в Фонде социально-культурных инициатив прошло заседание рабочей группы Экспертно-консультативного совета программы «Литературное наследие России». Заседание было посвящено обсуждению ключевых проблем литературного образования, определению основных направлений разработки и содержания программы, а также механизмов ее реализации. В рабочую группу вошли специалисты Федерального института педагогических измерений, Московского института открытого образования, Международной академии наук педагогического образования, Московского городского педагогического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.П. Герцена (Санкт-Петербург), Центра чтения Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы и учителя русского языки и литературы школ и гимназий города Москвы.
Среди проблем, обозначенных Экспертно-консультативным советом - отсутствие в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) основного общего образования и среднего (полного) общего образования фиксации обязательной части предметного содержания литературного образования, объединение в 10-11 классах литературы с русским языком в рамках одного курса, нехватка учебных часов на изучение литературы в школе. В школьном курсе литературы недостаточно представлены имена национальных писателей, а программа обеспечения образовательных учреждений художественной литературой не разработана.
Так же были отмечены тенденции снижения качества восприятия художественного текста современными школьниками и их интереса к классической литературе и отсутствие системно выстроенного управления мерами по поддержке и популяризации массового детского и подросткового чтения. Широкие возможности сопровождения литературного образования (звучащее художественное слово, экранизации литературных произведений, записи спектаклей, электронные библиотеки и т.п.), открывшиеся благодаря использованию IT-технологий, зачастую оборачивается случайным выбором, эклектикой в освоении информационного пространства и не выполняют своих задач, не используются педагогом в силу недостаточной методической проработки. Существует и неверный подход к определению тех специальностей, при поступлении на которые в вузы страны требуется сдача ЕГЭ по литературе.
Фонд социально-культурных инициатив, осуществляя на пространстве гражданского общества взаимодействие с заинтересованными общественными организациями, научными институтами, средствами массовой информации, предполагает направить свои усилия на привлечение общественного внимания к проблемам литературного образования и поиску путей их решения, на сохранение литературного наследия нашей страны. Приглашаем специалистов, которых волнуют вопросы литературного образования к участию в обсуждении и реализации программы Фонда «Литературное наследие России».